Брюс Ли |
Tweet | Посетителей: | 57769 |
Ноябрь 27, 1940: Родился Брюс Ли в больнице на Джексон-Стрит в китайском квартале Сан-Франциско в год Дракона и в час Дракона (между 6.00 и 8.00 часами утра). Именно поэтому впервые перед зрителями в своих фильмах он появился с именем Ли Сиу Лунг — «Маленький дракон». Его папа, - Ли Хон Чуен, - актер китайской оперы. Его мама — Грейс Ли, - наполовину немка. И, будучи католичкой, окрестила его, дав ему имя Ли Джан Фэн. Имя это в переводе на английский означало «Возвращение», мама объяснила это тем, что она всегда была уверена в том, что придет день, и он снова вернется в Сан-Франциско и будет там жить. Одна из медсестер в госпитале дала ему английское имя Брюс, но это имя не упоминали до тех пор, пока он не стал уже учиться в колледже «Ля Саль» в Гонконге. Несомненно, шоу-бизнес был у него в крови, его отец был известной звездой в «Кантовайэ Опера Комнани» — компании, специализирующейся на китайским варианте мюзик-холла и варьете. Фактически, единственной причиной того, что Брюс был рожден в США, было то, что его отец совершал в это время турне по Америке.
1941, Февраль, Сан-Франциско: Брюс снялся в своем первом фильме «Золотой ворот девушки» в возрасте 3-х месяцев. В этом фильме Брюсу досталась роль маленькой девочки – младенца.
1941, Гонконг: Брюс и его родители возвращаются в родной Гонконг.
1946, Гонконг: Выходит фильм «Зарождение человечества» в котором Брюс снялся, когда ему было 6 лет. Этот фильм он сам считал началом своей карьеры. В течение нескольких следующих лет Брюс снялся более чем в 20-ти китайских фильмах.
1952: В возрасте 12 лет Брюс начал ходить в колледж «Ля Саль».
1953: После нескольких неудачных уличных драк, Брюс однажды сказал маме, что он хочет изучать кунг-фу. Он сказал ей, что на него несколько раз задирались в колледже, и он хочет научиться драться по-настоящему, чтобы уметь постоять за себя. Его маме понравилось его желание, и она согласилась платить двенадцать гонконгских долларов за урок. Его учитель был великий мастер Ип Мен, специалист по стилю Винг Чун.
1954: Брюс начинает брать уроки танца ча-ча-ча.
1958: Брюс выиграл в Гонконге чемпионат по исполнению танца ча-ча-ча. В своем бумажнике он держит карточку со списком 108 различных шагов танца. Снимается в фильме «Сирота», где исполняет главную роль. Это последний кинофильм, где Брюс Ли снялся в главной роли ребенка и где он не использует кунг-фу.
1958, март, 29: В этом же году Брюс участвует в межшкольных соревнованиях Брата Кенни по боксу и наносит поражение Гари Элмсу, три года удерживающего титул чемпиона.
1959, Апрель, 29: Брюс принимает вызов драться на крыше здания от членов соперничающей школы. Чой Лей Фута. Правила были такими: та школа, которая сумеет выгнать своих противников за лицевую линию, объявляется победителем. Брюс, получив удар исподтишка, мгновенно впадает в ярость и выбивает противнику пару зубов. Родители пострадавшего заявили в полицию, и миссис Ли пришлось подписать бумагу, в которой говорилось, что она будет отвечать в уголовном порядке за все будущие поступки Брюса. Только после этого его выпустили из участка.
1959: После нескольких уличных драк, заканчивающихся вмешательством полиции, отец Брюса отправляет его в Сан-Франциско, - город, где Брюс родился. Он имеет всего сто долларов в кармане и отправляется к старому приятелю его отца.
1959, Сан-Франциско: Из Сан-Франциско Брюс отправляется в Сиэтл, к Руби Чоу, - другой знакомой его отца, содержащей ресторан.
1959, Сиэтл: Брюс устроился на работу официантом в ресторане у Руби Чоу. Она поселила его в комнате над своим рестораном. Ему удалось повесить мешок в углу кухни ресторана и там, пока не было клиентов, он практиковал кунг-фу. Днем он занимался, засев за язык и математику, а вечером трудился. Все это было необходимо ему для поступления в колледж. Брюс поступает в высшую техническую школу им. Эдисона.
1960, Декабрь, Сиэтл: Заканчивает Эдисоновскую техническую школу.
1961, март, Сиэтл: Брюс поступает в Вашингтонский университет на философский факультет. Работу в ресторане он оставил и стал зарабатывать деньги обучением борьбе.Первая группа его учеников занималась с ним в парке — денег пока не хватало, чтобы снимать спортзал. Много времени посвящает изучению философии. Читает лекции по философии кунг-фу и китайской философии и публикует за свой счет написанную им книгу «Китайское кунг-фу: Философское искусство самообороны». Знакомится с Линдой Эмери, 17-ти лет. Она училась в Гарфилдской школе, где Брюс читал лекции.
1963, лето, Гонконг: Брюс навещает в Гонконге своих родителей в первый раз с тех пор, как он уехал от них в Сан-Франциско. Затем он возвращается в Сиэтл и продолжает свое обучение.
1963, Сиэтл: 23 октября 1963 года Брюс приглашает свою будущую жену – Линду во вращающийся ресторан «Спейс Нидл». Брюс был великолепен - ярко-алая шелковая рубашка, черный атласный галстук, черный костюм на красной подкладке - не влюбиться в такого кавалера было невозможно. У них был очень романтический вечер, все было изумительно. Они говорили о детстве и юности Брюса, потом о философии и психологии, в то время он изучал эти две дисциплины в колледже. В тот вечер он поделился с Линдой своими планами об организации целой сети школ кунг-фу.
1963, осень: В это время Брюс открывает его первый институт «Jun Fan Kung-Fu Institute» в огромном зале — три тысячи квадратных футов свободного пространства, — практически целый этаж в административном здании. В зале было несколько необходимых для тренировки снарядов, а над входной дверью была эмблема школы. Он уже тогда был уверен в том, что, преподавая кунг-фу, он сможет зарабатывать себе на жизнь. Брюс учит любых людей любой расы, тогда как в то время кунг-фу в остальных школах преподавалось только людям азиатской национальности.
В этом же году Брюс в Гарфилдской высшей школе демонстрирует свой знаменитый однодюймовый удар. Это был один из самых коронных его номеров, - удар, который он наносил кулаком с дистанции в один дюйм до цели. Те, кто хоть раз видел, как работают мастера каратэ или профессиональные боксеры, такие как чемпион Мохамед Али или Джордж Формен, решат, что это совершенно невероятно для человека суметь нанести сокрушительной силы удар с дистанции в один дюйм. Классический удар в каратэ начинается с бедра, и Брюс по этому поводу любил говорить: «Посмотри, сколько потерянного времени проходит с момента начала удара до прихода его к цели. А между тем, в этом нет никакой необходимости, потому что ты можешь нанести такой же мощный удар в более короткой дистанции». Брюс вставал напротив человека таким образом, что его правая нога была впереди, а левая на фут или чуть больше сзади, сжатый кулак Брюса был в дюйме от груди противника. Все, что зрители могли увидеть, это еле заметное движение корпуса Брюса вперед, при этой пятка его левой ноги приподнималась. Брюс производил такой мощный удар движением (вращением) бедер, что человек, получив этот удар, пролетал несколько фунтов и плюхался на заранее поставленный для него стул и переворачивал его.
1964: Брюс встречается с Джоном Ри на международном первенстве по карате. Джон Ри, - один из ведущих инструкторов корейского карате, - становится хорошим другом Брюса.
1964, июнь: Брюс оставляет Сиэтл и едет в Окленд (Калифорния), где договаривается с Джеймсом Ли об открытии второго «Jun Fan Kung-Fu Institute». Брюс был настолько захвачен перспективами развития кунг-фу в Америке, что решил отказаться от получения дальнейшего образования.
1964, лето, Окленд: Планы об открытии второго института реализованы, и Брюс принимает на работу инструктором его ассистента и друга Таки Кимуру, которого он сам подготовил.
1964, август, 17: Брюс возвращается обратно в Сиэтл, где женится на Линде и - обратно в Окленд.
1964, Окленд: Вскоре после открытия школы кунг-фу, к Брюсу в зал пришел мастер кунг-фу Вонг Джэк Мэн с ультиматумом. Брюсу предлагалось следующее условие: если он проигрывает в поединке, то либо он закрывает свой институт, либо перестает учить американцев. Брюс выиграл поединок, но он был недоволен тем, что драка длилась слишком долго. Драка с Вонг Джек Мэном удивительным образом изменила его понимание и представление о своем кунг-фу. До этой схватки он глубоко верил в возможность импровизации и совершенствования в рамках стиля Винг Чун, однако затем он вдруг осознал, что хотя он выиграл поединок сравнительно легко, но его действия не отличались ни живостью, ни эффективностью. Драка, понял он, должна заканчиваться за несколько секунд, в течение которых он нанесет свои первые удары, а не длиться, чтобы длиться, как это было с Вонгом, три минуты.
1964, Лонг Бич: По приглашению Эда Паркера, - знаменитого инструктора по каратэ (Кенпо) из Лос-Анджелеса, обучающего полицейских, а также имеющего среди своих учеников таких деятелей кино, как Уорен Битти и Роберт Вогнер, Брюс демонстрирует свое искусство в рамках турнира по карате. За показательным выступлением Брюса наблюдало большое количество зрителей, среди которых были ведущие мастера каратэ Запада. Среди зрителей в тот вечер оказался парикмахер и гример из Голливуда Джей Себринг, впоследствии ставший одной из жертв банды Мэнсона. Себринг был поражен увиденным и сумел оценить жизненность и привлекательность Брюса. Поэтому, когда он несколько месяцев спустя делал прическу продюсеру телевидения Уильму Дайзеру, он упомянул имя Брюса. Дайзер говорил о том, что он ищет актера на роль сына Чарли Чена — сына под номером один в новой серии фильмов.
1965, Лос-Анджелес: Брюс полетел в Лос-Анджелес на кинопробу. Результат — Брюса записали в состав актеров. Дозье выплачивает Ли 1800 долларов в качестве предварительного гонорара за услуги.
1965, февраль, 1, Окленд: Родился сын Брюса Ли – Брэндон Брюс Ли, которого Брюс Ли описывает как «единственного белокурого голубоглазого китайца в Калифорнии».
1965, февраль, 8, Гонконг: Умирает отец Брюса Ли. Брюс приезжает в Гонконг на похороны и берет с собой маленького сына.
1965, май, Гонконг: Брюс решает имущественные дела его отца. В это же время он хочет снять своего учителя Ип Мена на пленку, чтобы показать своим ученикам. Но учитель скромно отказывается. Брюс представляет Брэндона своему учителю.
1966, Лос-Анджелес: Брюс переезжает с семьей в Лос-Анджелес. К тому времени идея «Сына номер один» была уже полностью отвергнута, но Дайзер надеялся на успех своего нового проекта—шоу «Зеленый шершень». Основанный на с успехом принятой в Америке серии радиопередач, запущенных в 30 годы, «Зеленый шершень» должен был показать подвиги Брита Рейда — журналиста, публициста, редактора, который одевал по ночам зеленые одежды и превращался в борца с преступностью. Выступивший в роли Като — телохранителя и ассистента Брита Рейда, Брюс в одну ночь оказался на звездном небосклоне Америки. Получает тысячи писем от поклонников, но после одного сезона шоу закрывают. В этом же году Брюс открывает третий институт «Jun Fan Kung-Fu Institute» в китайском квартале Лос-Анджелеса.
1967-1971, Голливуд: В течение этого времени Брюс снимался в различных эпизодических и второстепенных ролях в популярных телесериалах «Бэтмэн», «Айронсайд», «Блонди», «Лонгстрит», «Марлоу». В фильме «Аварийная команда» Брюс снимается с Чаком Норрисом. Правда, экран в то время еще не дозрел до их поединков. Одна из серий «Лонгстрита» называется «Путь преграждающего кулака», (то есть Джит Кун До), в которой Брюс исполняет второстепенную роль инструктора боевых искусств. Также Брюс дает частные уроки за $250 в час. К тому времени учениками Брюса были такие известные люди, как Стив Макквин, Джеймс Кобурн, Джеймс Гарнер, Роман Полянский, Карим Джаббар и сценарист Стирлинг Силлифант, который помогал Брюсу со сценариями.
1967, Вашингтон: Брюс знакомится с Джо Льюисом на 67-ом Национальном первенстве по карате. Джо Льюис и Чак Норрис позже становятся учениками Брюса Ли.
1967, Лос-Анджелес: «Уорнер Бразерс» вдруг уловили, что воображение публики было захвачено кунг-фу, после чего они решили отснять на эту тему многосерийный телефильм. «Уорнер Бразерс» установили с Брюсом контакт, и он включился в работу над фильмом. Он дал им много интересных идей, которые в дальнейшем нашли свое отражение в фильме, получившем самые лестные отзывы от зрителей. Фильм назывался «Кунг-фу», но в данной роли снялся Дэвид Кэррэдайн, так как голливудские продюсеры решили, что Брюс выглядит слишком по-китайски, чтобы играть главную роль в западном телесериале. Особых прибылей сериал не принес, поскольку полноценно реализовать на экране сложный восточный характер Кэррэдайн не смог. Брюс, правда, потерял не меньше: мировой экран не увидел еще одного фильма с участием китайца, рвавшегося в кинозвезды. В целом Брюс очень страдал, когда получил категорический отказ от «Уорнер Бразерс» после того, как он предложил им свои услуги в качестве актера для экранизации серий.
1968, Лос-Анджелес: Брюс начинает формулировать философию Джит Кун До, или «Путь опережающего кулака». Вместо того, чтобы блокировать удар и затем ударять самому, Джит Кун До соединяет эти два движения в одно.
1968, осень: Силлифант и Брюс начали совместную работу над телевизионным многосерийным фильмом «Лонгстрит», рассказывающей о частном детективе. Джеймс Францискас играл роль детектива, который отличался крайним безрассудством. Брюс играл роль продавца антиквариата, он спасает жизнь Джеймсу, который едва не был убит двумя преступниками во время драки в доке. Конечно, детектив захотел узнать, как Брюс сделал то, что сделал. Брюс отказался его учить чему-либо, считая месть неправильным мотивом для изучения кунг-фу. Таким образом, история повествует о «Путь опережающего кулака».
1969, апрель, 19, Санта-Моника (Калифорния): Родилась дочь Брюса – Шеннон Ли
1970: Брюс обратился за помощью к Стерлингу и Джеймсу Коберну, когда у него возникла идея фильма, основанного на боевых искусствах, который впоследствии получил название «Молчащая флейта». Кобурн, Силлифант и Брюс написали сценарий сами, после чего отдали его в «Уорнер Бразерс». Студия одобрила его, но сделала оговорку в условиях контракта, сводящуюся к тому, что фильм должен быть снят только в Индии.
1970, Лос-Анджелес: Травма спины при тренировке (он повредил себе поясничный нерв). Доктор предупредил его о том, что такая травма означает необходимость лежать на спине и не вставать с постели, пока не исчезнет боль. Брюс оставался в постели три месяца. Но даже во время вынужденного бездействия его мозг оставался сверхактивным. Все эти месяцы он записывал свои мысли о боевых искусствах. После его смерти Линда издаст книгу «The Tao of Jeet Kune Do».
1970, Гонконг: Брюс с сыном Брэндоном ненадолго возвращается в Гонконг навестить мать. Брюс был совершенно ошеломлен оказанным ему приемом. Он даже и не подозревал о том, насколько он популярен в Гонконге. Он не знал ничего и о том, что «Зеленый шершень» является самым популярным телешоу в Гонконге и Южной Азии, а он — любимым героем. Брюс становится суперзвездой.
1971, февраль, Индия: Кобурн, Силлифант и Брюс отправляются в Индию. В «Молчащей флейте» было много эпизодов, которые отражали жизнь Брюса. Сценарий рассказывал об эволюции, которая произошла с одним молодым парнем в ходе его занятий воинскими искусствами, о трудностях, которые он испытал из-за своего эгоизма и смелости, которою он воспитал в себе в жестоких смертельных схватках, и в финале о его духовном перерождении. Брюс отчаянно пытался отснять фильм о кунг-фу в Индии, но в итоге «Уорнер Бразерс» отказались от этой затеи.
1971, Гонконг: После отказа «Уорнер Бразерс» от фильма «Молчащая флейта», Брюс уезжает в Гонконг. После грандиозного успеха «Зеленого шершня» в Гонконге, продюсер Раймонд Чоу подписывает с Брюсом контракт на два фильма – «Большой Босс» и «Китайский связной». Первоначально Брюсу в фильме «Большой Босс» была отведена не главная роль, но после первых же сцен режиссер предложил Брюсу главную роль. К тому времени Брюс уже понял, что единственный реальный путь популяризации его искусства борьбы лежит через экран. И, пожалуй, только энтузиазмом Брюса и можно объяснить, что фильм был доведен до конца. Снималась картина практически без сценария, а режиссер Ло Вэй, ветеран китайского кино, не терпел ни советов, ни критики. В ужасных съемочных условиях Брюс похудел на пять килограммов, ссадины, полученные им при выполнении приемов, воспалялись и долго не заживали, беспокоила и старая травма спины. Но, несмотря на все это и непрекращающиеся конфликты с режиссером, Брюс работал самоотверженно. Ему, в частности, принадлежала идея снимать длинные эпизоды поединков неподвижной камерой с одной точки - так яснее было, что бои проводятся «живьем», без трюков и дублеров. Тогда же Брюс приобретает небольшую квартиру на Ман Ван Роад, 2. Его брат, - Ву Нган, - женится и тоже поселяется со своей женой в этой квартирке. Сын Брюса - Брэндон начинает посещать колледж «Ла Салль», где когда-то учился и сам Брюс.
1971, осень: Фильм «Большой Босс» завоевал огромный успех у зрителей. Он принес 3,5 миллиона гонконгских долларов только за первые 19 дней проката. Затем он побил все известные до этого времени рекорды как в самом Китае, так и в таких городах, как Рим, Бейрут, Буэнос-Айрес. Все то, о чем мечтал Брюс, все, в чем он уверял своих друзей и знакомых, все то, что он намеревался сделать, — все то теперь было достигнуто или, по крайней мере, находилось в каком-то шаге от цели.
1972, Гонконг: Огромный отклик у зрителей получил его новый фильм «Кулак ярости», известный также под названием «Китайский связной». Этот фильм побил все известные ранее рекорды, даже тот, который был установлен фильмом «Большой Босс». За тринадцать дней он перекрыл рекорд «Большой Босса» — 3,5 миллиона долларов и уже приблизился к 4 миллионам. Техника Брюса была еще более смертоносной, чем в «Большой Боссе», более драматичной, и у зрителей порой кровь стыла кровь в жилах. Его боевой крик, словно крик разгневанного леопарда или пантеры, холодил кровь. Его удары ногами и прыжки были еще более драматичными, чем раньше. Брюс также впервые использовал в фильме нунчаки, чья смертоносная эффективность была продемонстрирована им во всей красе. Его второй фильм сделал Брюса, пожалуй, одним из самых желанных (особенно для продюсеров) актеров в мире шоу-бизнеса. В ночь премьеры в Гонконге так много почитателей его таланта ринулись в кинотеатр, что огромный поток машин вынужден был остановиться, безнадежно рыча, в результате чего демонстрацию фильма пришлось приостановить на неделю, а за это время дорожные службы перевели поток машин на другие улицы. По окончании работы над «Большой Боссом» и «Кулаком ярости» Брюса больше не связывал никакой контракт. Успех «Большой Босса» и «Кулака ярости» еще раз убедил Брюса в том, что он должен создать картину, которая сможет заслужить признание общественности и одновременно заставит еще больше уважать мир боевых искусств.
1972, Гонконг: Брюс настаивает на том, чтобы сценарий нового фильма соответствовал голливудским стандартам, однако когда он делает свои предложения к сценарию «Желтого тигра», а Ло Вей отказывается, то это окончательно рассоривает Брюса с режиссером. Это подталкивает Ли к созданию совместно с Раймондом Чоу собственной киностудии «Конкорд филм». В этом же году Брюс приступает к съемкам фильма «Путь дракона». Брюс делал фильм едва ли не в одиночку, выступая в качестве директора, режиссера, исполнителя главной роли и постановщика боевых сцен. Также для участия в этом фильме он пригласил с собой в Италию и Гонконг чемпионов США по каратэ Чака Норриса и Боба Уолла. Фильм был снят в Риме, а самая захватывающая сцена — в обители древних гладиаторов — Колизее. В течение двух недель все то, что планировалось отснять в Риме, было отснято, и вся группа вернулась в Гонконг работать дальше. Постановка драк была привилегией и специальностью Брюса. Он хотел быть только совершенным. Вначале каждая драка планировалась на бумаге, каждое движение под каждым углом зрения. Так, например, только его последняя большая дуэль с Чаком Норрисом потребовала двадцать страниц инструкций. Он контролировал полностью всю работу над фильмом, ни одна деталь не ускользала от его внимания — дублирование, устройство декораций, выбор костюмов и т. д., и в заключение, он редактировал и монтировал фильм. В итоге фильм «Путь Дракона» перекрыл рубеж 5 млн. долларов.
1972, Гонконг: Брюс начал работу над следующим своим фильмом — «Игра смерти», в котором он хотел собрать лучших мировых специалистов по боевым искусствам. В отличие от «Пути Дракона», ориентированного, по словам Ли, в основном на китайскую публику, на этот раз Брюс хотел сделать фильм международного класса. Он не слишком прислушивался к мнению тех, кто считал дурным знаком включать в заглавие фильма слово «смерть»: китайцы суеверны во всех сферах жизни и особенно в том, что связано с переходом в мир иной. Брюс пригласил сниматься вместе с ним в фильме его друга и ученика Карим Абдул Джабарра, — звезду американского профессионального баскетбола, и Денни Инносанто. Его друг Дэнни Иносанто в интервью одному американскому изданию говорил, что главным замыслом Брюса было утвердить идею, лежащую в основе его Джит Кун До: подлинный мастер выше любой традиции. Рабочие записи Брюса и некоторые его высказывания позволяют восстановить примерную схему задуманного им фильма. Действие происходит на острове. На верхнем этаже храма-пагоды находится похищенное сокровище. Путь к нему охраняют мастера разных боевых стилей. На первом этаже соискателей сокровища должен остановить каратэка, на роль которого Брюс, по-видимому, хотел пригласить Боло Янг-Цзе. Второй этаж стережет специалист в области борьбы Хапкидо, в фильме — обладатель седьмого Дана Чи Хон Джой. Третий этаж опекает эксперт по Кунг-фу, четвертым заведует мастер борьбы Эскрима, роль которого исполнил старый знакомый Брюса Дэн Иносанто. Последовательно преодолевая всех этих носителей традиций, герой (разумеется, в исполнении самого Брюса!) добирается до этажа, где его встречает «мастер без традиций», свободный боец, как таковой. Эту роль должен был исполнить Абдул-Джабар. Брюс решил, что трудно придумать что-либо более интригующее для зрителей, чем его схватка с противником, который почти на два фута выше его самого. Абдул-Джаббар был фигурой колоритной: он имел рост 7 футов 2 дюйма (около 220 см), в то время как сам Брюс был ростом всего 5 футов 6 дюймов (около 168 см). Карим с большим энтузиазмом откликнулся на это предложение, и в течение недели они придумали и отсняли одну из наиболее фантастических, наиболее прекрасных схваток, какие когда-либо были отсняты. Когда Брюс отснял сцены с драками, в его голове были еще только смутные наброски будущего сценария. Он предполагал, что в течение нескольких месяцев он сможет его доработать.
1972, декабрь, 28, Окленд: Умирает брат Брюса – Джеймс.
1972, Голливуд: Голливуд, наконец, спохватился. Фирма «Уорнер Бразерс» предложила ему участие в съемках фильма «Выход дракона». В картине должны были сниматься известный в Голливуде атлет Джон Сэксон, Джим Келли — чемпион мира по каратэ 1971 года, Боб Уолл—чемпион США 1970 года по профессиональному каратэ, Питер Арчер — чемпион национальной федерации каратэ, Янг Цзе — чемпион Юго-Восточной Азии по стилю Шотокан и Анджела Маойинь, известная как «Леди Каратэ». Брюс согласился, помимо ансамбля звезд и высокого гонорара его привлекла также и возможность самостоятельной постановки всех батальных сцен в европейском фильме.
1973, зима, Гонконг: В феврале 1973 года Фред Хеллер, директор фильма Роберт Клос, Джон Сэксон, Джим Келли, прекрасная актриса Анна Капри и Боб Уолл (исполнивший роль 0'Харры) приехали в Гонконг, где в течение тринадцати недель изнурительной работы они отсняли фильм. Многих членов этой группы Гонконг потряс. Джим Келли был удивлен исключительно высокой преступностью, и особенно жестокостью молодежных банд. Банды, которые здесь называют «триадами», до крайности жестокие и злобные. Во время работы над фильмом произошло три ужасных инцидента, нанесших Брюсу не только физические, но и психологические травмы. Каждый из них, взятый в отдельности, были не более чем тривиальным, но в сумме они вряд ли помогли Брюсу. Первый произошел тогда, когда он сильно поранил свою руку во время съемок драки с Бобом Уоллом. При постановке драки с Бобом Уоллом, Брюс должен был двигаться с исключительной осторожностью и точностью, так как Боб Уолл держал в руках две бутылки с отколотым дном. Бутылок из безопасного стекла в то время в Гонконге еще не умели производить, и острые края настоящего стекла представляли реальную опасность, избежать которой позволяла лишь филигранная техника работы Брюса. К несчастью, во время одного из дублей Брюс нанес удар настолько быстро, что у Боба не было достаточно времени, чтобы отпустить бутылки. Голый кулак Брюса врезался в зазубренные осколки горлышка бутылки, и кровь хлынула из ужасных ран. Прошла неделя, прежде чем он снова смог приступить к работе. В другой сцене Брюс должен был схватить кобру. Ко всеобщему ужасу кобра укусила его. К счастью, у нее предварительно был забран яд, тем не менее, для Брюса это был не слишком приятный опыт. Вдобавок ко всем другим неприятностям, были также неизбежные стычки с мастерами, в том числе и с участвующими в съемках фильма. Происходили постоянные визиты мастеров, бросающих вызов Брюсу. Многие газетчики развлекали себя и толпу тем, что стравливали Брюса с теми, кто вызывал его на поединок. В том случае, если он отказывался, те же газетчики начинали издеваться над ним. В действительности он никогда не мог быть в выигрыше. Если он принимал вызов, то его обвиняли в кровожадности, если отказывался, то говорили, что он позер. Таким образом, как бы он ни поступал, это всегда становилось «желанной историей» для прессы. Фильм предполагалось отснять за четыре недели, но потребовалось на это десять недель.
1973, апрель: К концу апреля 1973 года Брюс более или менее решил для себя, что он вскоре вернется жить в Америку, где жизнь была менее напряженной и было больше возможностей. А раза два в год, возможно, будет возвращаться в Гонконг и делать здесь свои фильмы, так как в Гонконге ему было легче все контролировать, там его авторитет был выше, а следовательно, у него было больше свободы в процессе работы над фильмами. Фантастические предложения сыпались на него со всех сторон, как из рога изобилия. Тем временем, ожидая реакции публики на «Остров Дракона», он уже работал над сценарием фильма «Игра смерти», намереваясь закончить его, а уже затем принимать какое-либо предложение.
1973, май, 10: В этот день Брюс работал на студии «Голден Харвест» на Хаммер Хилл Роад. Он был занят озвучиванием последних кусков «Острова», когда вдруг ему резко сделалось плохо. Брюс пережил как бы генеральную репетицию собственной смерти — он внезапно потерял сознание, дыхание его нарушилось, все тело сотрясали судороги. Он буквально задыхался. Глаза его были приоткрыты, но ни на что не реагировали. Через некоторое время он очнулся.
1973, май, Лос-Анджелес: Было проведено полное обследование в Лос-Анджелесе у лучших врачей Америки. Они не обнаружили ничего, что не соответствовало бы функциям здорового мозга. Др. Лэнгфорд говорил, что Брюс пострадал от отека мозга, т. е. увеличился объем жидкости, находящейся в черепе, что привело, естественно, к увеличению давления этой жидкости на мозг. Больше никаких повреждений не удалось обнаружить во всем организме Брюса. Напротив, ему сказали, что состояние его организма соответствует организму восемнадцатилетнего юноши. В конце концов, врачи решили, что Брюс пострадал от конвульсий неясного происхождения. Обычным лечением в таких случаях является применение предписанных врачом медикаментов, которые немного снижают активность деятельности мозга (успокаивают).
1973, Гонконг: Брюс возвращается в Гонконг, чтобы вновь приняться за «Игру смерти».
1973, июль, 10, Гонконг: В этот день Брюс был на студии «Голден Харвест» и обсуждал сценарий фильма «Игра смерти» с Раймондом Чоу, когда вдруг услышал, что в соседней комнате находится Ло Вей. В течение долгого времени (начиная с его первого фильма в Бангкоке) Брюс и Ло Вей постоянно грызлись друг с другом. Брюс считал, что директор слишком тщеславный и эгоистичный человек, думающий лишь о том, как бы получше «попользоваться» актерами. Для Брюса в этом имени суммировались почти все недостатки китайских фильмов и Брюс мгновенно взорвался и побежал в комнату, где достаточно громко выложил Ло Вей все, что думал о нем. Удовлетворенный тем, что он выплеснул на него все свои чувства, Брюс вернулся в контору к Раймонду. Казалось, что инцидент исчерпан, но тут явилась жена Ло Вей, и атмосфера начала вновь накаляться. К тому времени, когда голоса их достигли самых гневных тонов, вокруг них собралась значительная толпа. Миссис Ло ушла к своему мужу, оставив Брюса кипящим от гнева и отчаяния. При нормальных условиях он быстро бы успокоился. Но вместо этого он вновь ворвался в съемочную комнату и поделился с Ло Вей еще кое-какими своими соображениями о нем. Директор обвинил Брюса в том, что тот ему угрожал физической расправой — абсурдное обвинение, конечно, но одно из тех, которые, как правило, завоевывают сочувствие у публики. Была вызвана полиция, явившаяся в сопровождении толпы журналистов. Ло Вей потребовал, чтобы Брюс подписал бумагу, в которой тот должен был гарантировать непричинение вреда Ло Вей. Брюс, отчасти шокированный и расстроенный случившимся, а также пытаясь побыстрее удалить журналистов из помещения, согласился подписать такую бумагу. Позже он «рвал на себе волосы» из-за этого, так как случись что с Ло Вей, Брюсу всегда могли бы инкриминировать этот документ. Если бы Ло Вей был молодым мужчиной, то взрывной темперамент Брюса мог бы найти выход в драке с ним, но сама мысль о том, что он мог бы ударить и покалечить старого человека, лежит за пределами вероятности. Брюса попросили прийти на гонконгское телевидение, где снова этот инцидент стал предметом обсуждений. Пытаясь показать, насколько абсурдным является предположение некоторых репортеров о том, что Брюс пытался использовать против Ло Вей оружие, он решил продемонстрировать простой толчок плечом на одном из журналистов, предложив ему быть его ассистентом, тот сразу согласился. Брюс применил лишь малую долю той силы, на которую был способен, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы зрителям показались его действия чрезвычайно жестокими. На следующее утро газеты, жаждущие сенсаций, подали весь инцидент в крупных заголовках.
1973, июль, 18, Гонконг: В этот день талисман Брюса Ли, зеркальный человечек, стоявший на крыше его гонконгского дома и отгонявший от него злых духов, упал на землю.
1973, июль, 20, Гонконг: С 2-х до 4-х часов дня Брюс и Раймонд Чоу работали над черновым вариантом «Игры смерти» с тем, чтобы показать его в тот вечер Джорджу Лезенби. Бетти Тинг Пей исполняла в этом фильме одну из главных ролей, и где-то около четырех часов дня мужчины поехали к ней на квартиру обговорить детали предстоящей встречи с Лезенби. На квартиру Бетти Брюс приехал в совершенно нормальном состоянии. Втроем они засели за сценарий, отрабатывая детали. Позже Брюс пожаловался на головную боль, Бетти дала ему таблетку эквиагезика (сорт аспирина), в свое время Бетти прописал их ее личный доктор. Кроме этого Брюс не принял ничего за исключением нескольких легких коктейлей. Около половины восьмого вечера, когда Раймонд Чоу начал собираться в ресторан на встречу с Лезенби, Брюс снова пожаловался на то, что чувствует себя неважно и пошел в спальню, где вскоре заснул – и не проснулся. Его поклонники (на похороны пришло больше двадцати пяти тысяч человек) чуть было не сжили со света бедняжку Бетти. А она между тем была ни при чем - интрижки не интересовали Брюса Ли, жену он оставлял лишь ради кино и кунг-фу. После того, как стало известно о том, что Брюс умер, пресса словно взбесилась. Со всех сторон стали появляться всевозможные дичайшие теории и слухи, касающиеся его смерти. Говорили, что до него наконец добралась Триада, что завидующий ему шифу убил его "смертельным касанием", что его погубили наркотики, что на самом деле он не умер, а скрылся неизвестно куда... Результаты вскрытия не уменьшили, а скорее, напротив, увеличили количество кривотолков, касающихся смерти Брюса. Следы то ли от каннабиса, то ли от марихуаны были обнаружены в желудке Брюса. Газеты немедленно разнесли по городу мысль о том, что Брюс был наркоманом и принимал наркотики с тем, чтобы помочь себе достичь таких экстраординарных результатов. Он скончался, не дожив до 33 лет. Вскрытие установило отек мозга, происшедший из-за редкой чувствительности организма «самого здорового человека в мире» к компонентам таблетки от головной боли.
1973, июль, 25, Гонконг: Официальная церемония похорон Брюса Ли в Гонконге была проведена для его друзей и поклонников, которых собралось более 25 тысяч человек. Брюсу был одет в китайский костюм, в котором он снимался в «Острове Дракона», он любил его и часто надевал, потому что чувствовал себя в нем очень уютно. Похороны вылились в настоящую демонстрацию, на которой молодые девушки давали обет безбрачия, и было даже несколько самоубийств. А на городском кладбище появилась плита с надписью на английском и китайском языках: «Брюс Ли. Основатель Джит Кун До». Дома, в Гонконге, был создан музей, в котором и сегодня можно увидеть посмертную маску Ли и его личные вещи.
1973, июль, 30, Сиэтл: Вторая официальная церемония похорон Брюса Ли, где его тело было предано земле. Брюс был похоронен в Сиэтле на кладбище «Лейк Вью», находящемся на берегу озера Вашингтон, которое он очень хорошо знал и любил. Похороны в Сиэтле прошли намного тише и спокойнее. Собралось около двухсот друзей и родственников. Среди них были Стив Макквин, Джеймс Кобурн, Дэнни Иносанто, Таки Кимура и брат Брюса – Роберт Ли.
1973, август: Премьера фильма «Остров дракона». Брюс умер раньше, чем «Остров Дракона» появился на экранах кинотеатров. В действительности Брюс сам не подозревал какой прекрасной будет картина. Определенно, что и «Уорнер Бразерс» были поражены. «Выход дракона» лидирует по популярности во всем мире. Он обгоняет по популярности все фильмы этого года. В фильм было вложено всего 500 тысяч долларов, он принес на этот момент более 300 миллионов долларов.
1978, осень: «Тигр умер, но остались когти тигра»,— говорят на Востоке. Дракон умер, но когти его и с того света еще раз дотянулись до экрана, чтобы оставить свой след: в 1978 году в прокат вышла, наконец, «Игра смерти», работу над которой Брюс не успел закончить (фильм был закончен при участии другого актера). О том, сколько материала было отснято самим Брюсом Ли, ходили довольно противоречивые сведения. На самом деле самим Брюсом было отснято только 28 минут, но представитель «Голден Харвест» в одном интервью заявил, что осталось только связать между собой законченные эпизоды, поскольку пригодной для монтажа пленки более чем достаточно для одного фильма. Но его оптимизм следует считать рекламным ходом кинокомпании, решившей заработать деньги на Брюсе и после его смерти. Плохое редактирование и слабые дублеры фактически разрушили сценарий фильма. Хотя его рекламировали как «дань памяти Брюса Ли», к сожалению, это не так. И все же, благодаря силе воздействия его имени, сборы от фильма по всему миру превысили 300 миллионов долларов.
http://fanbrucelee.narod.ru/Biograf.htm
ПРАВИЛА ЖИЗНИ БРЮСА ЛИ
(журнал Esquire, Фредда Боллинг, опубликовано декабрь 2010)
- Я уверен только в одном: я не умею петь. Хотя обычно всем рассказываю, какой у меня богатый голос.
- Если я скажу вам, что я отличный парень, вы подумаете, что я хвастаюсь. Если я скажу вам, что я ничего не стою, вы будете знать, что я лгу.
- Восточные люди говорят: «Будь гибче. При жизни человек мягкий и гибкий, смерть делает его жестким. Это относится и к телу, и к разуму, и к душе».
- Нельзя выиграть бой одним ударом. Либо научись терпеть обиды, либо найми телохранителя. Забудь о победах и поражениях, забудь о гордости и боли. Если противник оцарапает тебя — ударь его. Если противник ударит тебя — сломай ему руку. Если противник сломает тебе руку — забери его жизнь. Не думай о том, чтобы выйти из боя нетронутым. Будь готов пожертвовать всем. Даже жизнью.
- Двигайся, как вода. Замирай, как зеркало. Отвечай, как эхо.
- У денег как таковых нет смысла. Это лишь инструмент для достижения определенных целей, и нужно понять, что они могут, а главное — чего не могут. Мой отец говорил мне: «В этом году ты заработал десять долларов. В следующем можешь заработать пять. Будь готов».
- Если не хочешь споткнуться завтра, говори правду сегодня.
- Западное образование годится для одного, восточное — для другого. Можно сказать: «Этим пальцем лучше делать одни вещи, этим — другие». Но вся рука в любом случае лучше.
- Мудрый получает больше знания из глупого вопроса, чем глупый — из мудрого ответа.
- Американец — как дуб, он твердо стоит на земле, не гнется на ветру, а если ветер задует сильнее — ломается. Восточный человек — как бамбук, он гнется на ветру, но потом распрямляется и становится еще сильнее, чем прежде.
- Я закончил Вашингтонский университет в Сиэтле. Не поверите, я изучал там философию.
- Соберите всех великих учителей в одной комнате, и они договорятся обо всех вещах в мире. Соберите их учеников — и они будут спорить обо всем.
- Есть одна китайская сказка. Жил на свете мясник, и у него был нож, который год за годом оставался идеально острым. Когда мясника спрашивали, как ему удается сохранять лезвие в таком состоянии, он отвечал: «Я следую линиям кости. Я не пытаюсь разрезать ее, сломать и вообще хоть как-то ей сопротивляться. Это только испортит нож». В жизни нужно идти вдоль препятствий. Если пытаться их побороть — это только навредит.
- Я вешу 70 килограммов. Если я не свалю соперника в три удара — мне конец. Я использую и руки, и ноги, а бью так быстро, что мне приходится замедляться, чтобы камера поймала мои движения. В моих самых первых дублях люди просто падали на землю, и было абсолютно незаметно, как я их бью.
- Бить доски и кирпичи — это ерунда для сосунков. Доска никогда не даст сдачи.
- Я, конечно, иногда иду на компромисс с женой и ем американскую еду. Вы же не станете подавать к стейку жареный рис.
- Моя сила идет из живота. В нем — центр тяжести, он является источником энергии.
- Скажем так: 99 процентов всех восточных единоборств — это фуфло. Все выглядит очень красиво, но совершенно не работает. Если на девушку весом 45 килограммов нападут, все, что она может сделать, — это ударить изо всех сил в одну из трех точек: глазные яблоки, пах или голень. И в этот момент нужно давать деру.
- Если ты любишь жизнь, не трать время, потому что время — это то, из чего сделана жизнь.
- В жопу обстоятельства, создавайте возможности.