История Сериндзи-рю |
Tweet | Посетителей: | 23554 |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ ШОРИНЗИ-РЮ КЕНКОКАН КАРАТЭДО КОСИКИ КАРАТЭ
Многие документы, относящиеся к истории каратэдо, утрачены в веках. Исчезли семейные кланы со своими традициями и оригинальными боевыми системами. Создавались и исчезали различные стили и направления боевых искусств. История, техника и философия каратэдо передавались в основном из уст в уста от учителя к ученикам.
История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо
Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо - одна из современных и наиболее практикуемых в мире форма каратэдо.
Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного каратэдо к окинавскому Шоринзи-рю (Годе) и китайскому Шоринзи кемпо (Шаолиньшу Чуань-Фа).
Поэтому рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - сёринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.
Предание гласит, что индийский монах Бодхидхарма, который был сыном короля Южной Индии и искусным мастером борьбы Каларипят, странствуя по Китаю достиг храма Шаолинь, лежащего на севере, вблизи гор Судзан.
Он, постигший глубины Буддизма, был двадцать восьмым (и последним) патриархом Буддизма после великого Будды и видел свое жизненное предначертание в раскрытии перед людьми законов мироздания и философских законов общества.
Достигнув храма Шаолинь, он передал великое учение священникам храма. Но, найдя их учеников неприспособленными к суровым физическим и ментальным тренировкам Дзен, Бодхидхарма стал их обучать комплексу из 18 упражнений, основанных на технике борьбы Каларипят. Так появилось Шоринзи Кемпо (основной метод храма Шаолинь), давшее монахам на только средство для достижения прекрасных физических кондиций, но и универсальное оружие для самообороны, что в те неспокойные годы было чрезвычайно важно.
Со временем эти 18 упражнений развились Бодхидхармой и его последователями. Были разработаны комплексы из 36, затем из 72 и, наконец, из 170 упражнений.
Это было поистине революционным достижением, поскольку и сегодня эти принципы являются фундаментом любого стиля каратэдо.
Шоринзи Кемпо получило широчайшее распространение в Китае, далеко перешагнув через крепостные стены монастыря Шаолинь.
Постепенно кемпо и многочисленные его варианты и модификации становятся известны и приграничным государствам.
В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.
Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем.
Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо.
Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.
Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна.
Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов.
Возвращаясь домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе - Рука Окинавы).
Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике.
Возвращаясь домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэдо.
Слияние двух могучих боевых систем - Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в Х1У-ХУ веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия "То" происходит от имени правившей а то время в Китае династии, а второй "Дэ" - это другое прочтение традиционного для нас слога "Тэ", означающего "рука". Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэдо: "Рука Тьянг" или "Техника из Китая".
В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Шоринзи-рю.
История Окинавы, изобилующая драматическими событиями - войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Шоринзи-рю.
Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, кода на смену пришедшей в упадок династии Шо пришел император Шо-Мин, который правил до 1572 года.
Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Шоринзи-рю.
В 1591 г. Японский сегун Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Для поддержки этой захватнической войны ему нужно было большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей.
В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума, который поддерживал сегуна Тойотоми в его войне, вторгся на Окинаву в 1609 году.
Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как "катанагари".
Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет проведший в Китае.
Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Шоринзи-рю.
Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни.
Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади "представление", показав целую серию различных приемов из Шоринзи-рю. Этот факт - первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката.