Муром. «Знаковое» место. |
Tweet | Посетителей: | 73168 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Муром. «Знаковое» место.
Главный_редактор 25-10-2017 00:00 |
Муром. «Знаковое» место.
В середине сентября мне удалось совершить давно задуманную поездку – я проехал около 800 километров по юго-восточной части Московии, посетив Муром – город, в который я попал только с пятой попытки. И в очередной раз убедился, что при внимательном взгляде, обнаруживать удивительные знаки взаимосвязи всего вокруг – в том числе и напрямую связанные с боевыми искусствами – можно совершать в самых неожиданных местах.
Муром
В Муром я хотел съездить давно. Причин тому было несколько. Во-первых, Муром давно являлся одним из очень немногих древних городов Руси, который я еще не посетил (ну может еще пара городов), и предпоследним таким городом Большого Золотого Кольца, в который включают 27 городов (не был еще только в Рыбинске). А, напомню, Муром по возрасту (годом основания считается 862 год) уступает только Великому Новгороду и Пскову (оба – 859 год). Ровесником Мурома считаются Ростов Великий и Белозерск. Эти даты нужно принимать с некой долей условности, так как они все берутся из «Повести временных лет», которая дошла до нас только в списках. (Самый старый город России – Дербент – можно вынести за скобки, так как он был включен в состав Империи только в 19-ом веке, и не входил в зону древней славянской Руси). Но в любом случае Муром – один из древнейших городов Руси, причем значительно старше Москвы. Само по себе это интересно. Кроме того, в Муроме находится и самый старый монастырь православной Руси – Спасо-Преображенский мужской монастырь XI века.
Во-вторых, Муром связан сразу с несколькими интересными личностями и историческими персонажами, которые меня интересовали, – Петром и Февроньей, Князем Константином и его сыновьями, Владимиром Зворыкиным и, конечно, Ильей Муромцем.
И, несмотря на все эти побудительные мотивы, каждый раз уже, казалось бы, задуманная поездка неожиданно срывалась. В этот раз я решил при любом раскладе довести дело до победного конца. Запланировав на выходные традиционный для своих путешествий кольцеобразный маршрут, я хотел приехать в Муром в субботу, осмотреть его, а на следующее утро поехать дальше, чтобы посетить еще несколько интересных мест. И в этот раз все пошло не так, как планировалось, но все-таки основной своей цели я достиг.
В Муром я приехал только к вечеру, так как заглянув в лес за грибами я под песню Владимира Высоцкого «В заповедных и дремучих муромских лесах» потерял счет времени. Кроме того, я потратил время и на знакомство с маленьким городком Судогдой (недалеко от Владимира), где некоторое время функционировал филиал нашего клуба. Таким образом, в Муром я приехал к вечеру, и единственное, что увидел в этот день – памятный камень богатырю Илье Муромцу на въезде в город и памятник ему же над Окой в Приокском парке, разбитом на месте некогда стоявшего муромского кремля.
Илья Муромец и богатыри
Мне мир былинных богатырей открыл более десяти лет назад основатель Святорусского богатырства и строитель Богатырской слободы на Самарской Луке иеромонах Феоктист (Петров) - я писал давно об этом здесь. Имея одно время возможность много общаться с ним, я с удивлением узнал, что мир русских былин огромен – былин насчитываются сотни, а с мелкими сказами и скоморошинами – тысячи. А самих богатырей – вы сильной удивитесь! – десятки! И при этом, несмотря на исследования, начавшиеся еще в 19 веке, до сих пор не существует полной законченной картины русских былин, научного индекса, да и единого взгляда на многое моменты.
Например, само слово «Богатырь» различными исследователями проводится из тюркских языков (там распространены слова батыр, батур, багатур и т.п.), из скандинавского (от «viking» — в славянских языках скандинавский суффикс «-ing» переходил в «-езь»), и даже из иранской группы. Отец Феоктист, горячий поклонник «Корнеслова» (о котором я некогда писал здесь), считает, что происхождение слова явно славянское, а тюрки наоборот заимствовали слово позднее из русского. По Корнеслову "БОГАТЫРЬ" распадается на корни БГ (БОГ) и ТР (ТЫР), второй из которых означает либо «Нести» (отсюда русское «трба», «торба», т.е. сумка), либо «Копить». То есть, богатырь – «Несущий бога» или «Накапливающий бога». И тут возможны различные толкования.
Первое из этих толкований (прямое - мифическое) – «Несущий бога» - соотносит большинство богатырей с былинными описаниями природных божеств, сил природы, тотемов. С этой точки зрения былины – русский божественный эпос, рассказывающий о взаимоотношениях людей и богов (правда, со временем, трансформировавшийся из-за влияния христианства). Но даже сейчас явно видно, что Святогор-великан – самый старший из всех богатырей, человек-гора, проявляет силу земли, да так, что даже сама земля не могла его носить. Еще один из «старших» богатырей Вольга Святославович, да и Дон Иванович, и Дунай Иванович - носят имена великих рек, т.е. проявляют стихию воды. Более того, так как по Корнеслову корень «ДН» означает «вода» (многие крупные славянские реки, кроме Волги, имеют этот корень – Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Двина, Десна и т.п., а в осетинском языке «дон» просто переводится как «вода»), то слово «Дунай» было первоначально вообще нарицательным. Т.е. река эта была не земной, а небесной, она была вообще вместилищем воды, туч, поэтому богатырь, собственно говоря, мифическое существо, персонификация тучи. Еще один «старший» богатырь (а к ним относят только вышеперечисленных плюс иногда еще нескольких) – Микула Селянинович – по всем былинам является богом земледелия. В отличие от Святогора он проявляется не количественной, а качественной силой, выносливостью. Напоминает он и русского бога грома Перуна, который тоже является покровителем земледельцев – Микула пашет волшебной кобылке, которую нагнать нельзя - громовой туче, а молния рассекает небо так, как плуг землю. Былина о том как Микула Селянинович пытался поднять суму с «тягой» земли говорит о его божественной природе – он бросил вызов самой земле.
Кстати, именно Микула Селянинович предсказывает появление нового поколения богатырей – т.н. «младших», первый из которых – Илья Муромец. Это уже очень сильные, но люди! И для них возможна уже другая интерпретация слова «Богатырь – несущий, накапливающий Бога» - как духовных подвижников. В более поздней христианской традиции это близко к монашеству. Таков в полной мере и Илья Муромец.
Из всех этих десятков богатырей, Илья Муромец, безусловно, самый известных персонаж – и русской литературы, и русской истории. Предположу даже, что имя Ильи Муромца знает вообще каждый, кто живет в России. Он – один из символов Руси, воплощающий ее архетипические качества – силу, справедливость, мудрость, и даже «долгосидение» перед великими делами. Он – охранитель земли Русской. И что любопытно, Илья Муромец – единственных богатырь, которого традиция связывает с реально жившим человеком: Ильей Печерским, чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре. Научная комиссия еще в советские времена выявила у Ильи Печерского явные признаки болезни конечностей (вплоть до паралича), перенесенной в молодом возрасте, точно соответствующие былине об Илье Муромце. И хотя есть серьезная версия, что Илья Печерский был родом не из Мурома, а из Муровска (село в Козелецком районе Черниговской области Украины), но все-таки традиция связывает Илью с селом Карачаровым, которое сейчас входит в состав города Мурома. В самом Муроме существуют многочисленные неканонические предания об Илие; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Илии, как считается, стояла на том месте в Карачарове, где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия по преданию сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка. (Кстати, один из обнаруженных мною «знаков» связан как раз с Ильей Муромцем. Вскоре после возвращения из поездки, совершенно случайно выяснилось, что в Ассоциацию ветеранов военной службы, которая помогает нашему клубу уже полтора десятка лет, входит (я понятия об этом не имел!) и муромское охранное предприятие «Илья Муромец», и что оно также окажет нам помощь в проведении нашего традиционного Фестиваля «Юный мастер»).
Именно Илья Муромец в полной мере проявляет второе толкование слова «Богатырь» – будучи богатырем он стал не просто монахом, т.е. «накапливающим Бога», а был причислен в 1643 году к лику Святых русской православной церкви как «преподобный». То есть явил собой еще один образ, ставший архетипическим – русского Святого воина.
Святые воины. Князь Константин и сыновья
Вообще, Святые воины в Православии – отдельная большая и чрезвычайно интересная тема, до которой у меня никак не доходят руки. Хотя я уже предпринимал попытку разобраться в ней в одной из программ «Православие и боевые искусства» с о. Феоктистом. Отмечу, что в Европе, с ее тотальной средневековой церковью и инквизицией, десятком Крестовых походов и идеалами рыцарства, аналога просто не существует. В то же время любой из нас легко назовет как минимум несколько имен русских Святых воинов.
Святого Благоверного князя Александра Невского (я как-то давно писал о нем здесь и недавно здесь), как и преподобного Илью Муромца знает каждый. Как и Святого праведного воина Федора Ушакова (я писал о нем здесь).
Многие, наверно, вспомнят и первых русских святых, один из которых имеет непосредственное отношение к Мурому, - страстотерпцев ростовского князя Бориса (в крещении – Романа) и его брата муромского князя Глеба (в крещении – Давида), убитых братом Святополком Окаянным. Вероятно, ввиду того, что это первые русские святые, в России очень распространены Борисоглебские церкви и монастыри, много городов и поселков с таким названием (об одном – удивительном поселке Борисоглебском я писал здесь).
Молодой князь Борис прославился как храбрый и искусный воин, именно поэтому незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил с войском против печенегов, слух о приближении которых сильно тревожил больного князя. Владимир хотел впоследствии объявить князя Бориса наследником своего престола, нарушив лествичное право передачи власти, минуя не только старшего брата Святополка, но и Ярослава Мудрого, правившего в Новгороде, и отказавшегося выплачивать полагающуюся Киеву дань. Однако после смерти Владимира, Святополк решил избавиться от братьев. Сначала Святополк дал приказ убить Бориса, а впоследствии позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот может стать мстителем за брата, и его убили недалеко от Смоленска. Братья, будучи прославленными воинами, были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам (не внешним!). Однако братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, происходящих на их могилах святых. Интересно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви.
Есть и менее известные имена Святых воинов. Например, Святой благоверный князь Довмонт Псковский (в крещении – Тимофей). Будучи русским князем литовского происхождения он постоянно сражался с Литвой, а в 1268 году бился вместе с новгородцами против объединенных сил ливонских рыцарей и датской Эстляндии. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский (на внучке которого он был женат), был защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. В течение 33 лет он управлял Псковским княжеством и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем.
Таким же, малоизвестным Святым русским воином является и Святой Благоверный князь Константин Муромский. Князь Ярослав Святославич (в крещении – Константин), предположительно был потомком равноапостольного князя Владимира и внуком Ярослава Мудрого. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну христианством. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились или убоялись, но приняли его. Константин не стал принуждать язычников силой к принятию Православия, а построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь Святых Бориса и Глеба. В то же время он не раз призывал к себе старейшин города, и убеждал их переменить веру. Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно в Оке, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве. Константин, как и его сыновья убитый Михаил и Федор – канонизированы как святые общецерковного прославления еще в 1547 году.
Мощи святых Константина и его сыновей и по сей день хранятся в Благовещенском монастыре города Мурома, который я, конечно, посетил. Он был основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань, то есть через пять лет после прославления святых князей муромских. С 1555 года по настоящее время главной святыней монастыря являются мощи святых князей.
Монастыри
Вообще в Муроме и его окрестностях пять действующих монастырей (в самом Муроме – четыре) – я побывал в трех из них, каждый из которых знаковый. Но начал с посещения старейшего православного монастыря России - Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного в XI веке. И этот монастырь, кроме всего прочего, явил мне очередные «знаки», и сразу несколько. Один из них я уже упоминал: наше партнерское охранное предприятие «Илья Муромец» охраняет, в том числе, и этот монастырь. А член нашего Попечительского Совета – Сергей Николаевич Дикий, как выяснилось, часто бывает в этом монастыре.
Основание монастыря традиционно относят к Х-ХI векам, и связывают со святым Глебом – муромским князем, убитым вместе с братом Борисом, о которых я уже говорил. В середине XVI века после успешного похода Ивана Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря. Более того, царь наделил обитель обширными вотчинами и обозначил как «строение государево». Активное участи в жизни обители представителей царствующего дома привело к расцвету монастыря. Интересно, что несмотря на это, в период церковных реформ Патриарха Никона (я как-то упоминал о нетрадиционном взгляде на эти реформы здесь) Спасский монастырь был долгое время одним из оплотов старообрядчества.
В советские времена, как и подавляющее число монастырей, он был закрыт – тут стояла воинская часть, которая покинула монастырь только в 1995 году. После ее ухода монастырь был практически разрушен. Полноценное восстановление монастыря началось в 2000 году при поддержке Счетной палаты России.
И узнал об этом я, только увидев стенд, на котором была фотография Председателя попечительского совета по восстановлению, аудитора Счетной Палаты Сергея Николаевича Рябухина. И это было вторым «знаком» взаимосвязи всего сущего, потому как Сергей Николаевич – долгое время являлся Президентом Федерации Кекушин каратэ России (шинкиокушинкай), в которой я состою (в настоящее время - Почетный Президент ФККР), со-основатель Ассоциации Киокусинкай России и ее первый Президент.
Это находка напомнила мне полностью аналогичный знак, сделанный в прошлом году во время посещения в Городце восстановленного Рождественского монастыря – места, где упокоен Святой Благоверный князь Александр Невский (я писал об этом здесь). Там точно так же я узнал, что монастырь восстановлен при поддержке генерального управляющего Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына, который в начале нулевых был спонсором Федерации Кекусинкай России.
Хочу отметить, что монастырь восстановлен великолепно! Главный храм монастыря сохранил стиль старинных соборов Северо-Востока Руси – суровость и простоту, отсутствие украшательства, монолитность, строгие пропорции, напоминающие Успенский собор Московского Кремля.
Но и окружающие постройки и территория – уникальны.
В монастыре прекрасный пруд с лилиями и кувшинками, выстриженные дорожки, огромное количество цветов, аккуратные огороды, и – ничего подобного я нигде не видел! – огромный птичник с уникальными птицами: от экзотических видов уток и куриц до фазанов и павлинов!
И все это над Окой с прекрасными видами.
Особо отмечу часовню Св. Георгия Победносца на территории монастыря, освященную 22 июня 2005 года, и посвященную, как написано на табличке над входом:
«В молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».
То есть, Спасо-Преображенский монастырь совершенно без натяжек можно отнести теперь и к воинским храмам, которые я ищу по всей стране.
Петр и Февронья
Перед Спасо-Преображенским монастырем установлена небольшая памятная стела еще один повсеместно известным муромским святым – Петру и Февронье. А сами их мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре, куда я попал чуть позже.
Свято-Троицкий женский монастырь расположен совсем рядом с Благовещенским монастырем с мощами Константина Муромского – буквально через дорогу шириной 10 метров.
На небольшой площади между монастырями (с интересным названием – площадь Крестьянина) установлен памятник Петру и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.
(Интересно, что начавшаяся в 2009 году общенациональная программа «В кругу семьи», по массовой установке скульптурных изображений этих православных святых по всей России, вообще не имеет прецедента в истории православия). Петр и Февронья были канонизированы одновременно с Константином и его сыновьями в 1547 году. Петр – в миру муромский князь Давыд Юрьевич - правил в Муроме с 1205 по 1228 год. О его супруге (в миру Ефросинье) известно очень мало.
С этими святыми связан и еще один «знак» моей поездки. Дело в том, что я, как говорил в начале, попал в Муром чуть ли не с пятой попытки – все время случались какие-то препятствия. Да и в эту поездку я хотел увидеть город в субботу, а получилось – в воскресенье. В этот день с утра меня стали поздравлять совершенно незнакомые люди с праздником – а я никак не мог понять с каким. Выяснилось это только во время посещения Свято-Троицкого монастыря. Оказывается в это воскресенье как раз праздновалась память Святых Петра и Февроньи. И хотя мы все знаем, что канонический их праздник – 8 июля, который отмечается в России как «День семьи и верности», но с 2012 года празднуется также и день перенесения в монастырь их мощей (с 1921 по 1992 год они были выставлены в музее) - в воскресенье перед 19 сентября. В Муроме этот второй праздник празднуется очень широко всем городом. Так вот обстоятельства привели меня в Муром в знаковый день для города.
Зворыкин
Буквально в ста метрах от памятника Петру и Февронье на площади Крестьянина перед старинным купеческим домом установлен памятник еще одному знаковому человеку Мурома, о котором многие, как я предполагаю, не знают, но с результатами деятельности которого знаком каждый человек в мире.
Я говорю о Владимире Козьмиче Зворыкине – изобретателе телевидения. Нужно сказать, что Зворыкин изобрел и создал еще много чего (он автор более 120 патентов): электронный микроскоп, электронно-оптические преобразователи – основу сканеров и факсов, приборы ночного видения, ракеты-радиозонды и бомбы с фотонаведением, систему электронного управления движением транспорта, медицинскую электронику, например, читающее телевизионное устройство для слепых и еще десятки самых передовых изобретений. Но, все-таки, для всех он навсегда останется изобретателем телевидения – причем, как черно-белого, так и цветного. Правлда, когда журналисты окрестили Зворыкина «отцом телевидения», он воскликнул: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!». Изобретение телевидения, по словам Зворыкина, — «это бесконечная лестница, созданная десятками рук». Кроме кинескопа (основного узла современного телевизора) Зворыкину принадлежит разработка иконоскопа, т.е. главного узла телекамеры. К сожалению, все эти изобретения он сделал, будучи уже гражданином США.
Зворыкин родился в Муроме в 1888 году в старинной купеческой семье. Зворыкины – распространенная до сих пор в Муроме фамилия, но отец Владимира Козьма Зворыкин был купцом первой гильдии, торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка. Зворыкин окончил муромское реальное училище, в 1912 году - с отличием Санкт-Петербургский технологический институт. Уже в период обучения в Технологическом институте он участвовал в проведении первых опытов в области «дальновидения» и электроники под руководством профессора Розинга, автором новаторских работ по электронной передаче изображения на расстояние. В 1912—1914 годах продолжал образование в Париже, но прервал их из-за начала войны.
Произошедшая вскоре революция как бы выталкивала Зворыкина из России. Рассказывается о нескольких случая чудесного избегания от ареста и, возможно, расстрела. Каждый раз это было результатом случайности – судьба, как будто, берегла его для великих дел. Он был под судом из-за жалобы солдата на то, что Зворыкин, будучи офицером, заставлял его помогать в странных опытах. Он прыгал с поезда на ходу, увидев, что в соседних вагонах разоружают офицеров. Он от знакомых узнавал, что выписан ордер на его арест. Он был арестова в Екатеринбурге и спасен вошедшими туда как раз чехословаками. Удивительна его история отъезда в Америку. Оказавшись в Омске, являвшемся тогда столицей независимой Сибири, он смог оформить бумаги для деловой поездки в США. Однако выехать в Америку оказалось практически невозможно: все дороги из Омска, кроме как на север, были отрезаны. В этой ситуации Зворыкин принял решение отправиться пароходом по рекам Иртышу и Оби, через Карское море к острову Вайгач. Плавание заняло больше месяца. В конце его Зворыкин оказался на маленьком острове в проливе Карские Ворота. Отсюда можно было выбраться только на ледоколе. К счастью, ледокол подошел, и еще через несколько недель Зворыкин добрался до Архангельска, оккупированного войсками Антанты. Дальнейшие трудности были связаны в основном с получением виз, после чего Зворыкин отправился по новым морям и океанам. Сделав по пути остановки в Норвегии, Дании и Англии, он накануне 1919 года добрался до США. Однако изобретатель чувствовал себя связанным обязательствами с Сибирским правительством. Поэтому в том же 1919 году он возвратился в Омск через Тихий океан, Японию, Владивосток и Харбин. Отчитавшись по прежним поручениям и получив массу новых, Зворыкин вновь отправился в Америку, на этот раз насовсем.
Обосноваться в Нью-Йорке на первых порах ему помог русский посол Б. Бахметьев, и, в конце концов, ему дали возможность попробовать свои силы в фирме "Westinghouse Electric" в Питтсбурге. С головой уйдя в эксперименты, он принялся за реализацию давно вынашиваемых идей электронного телевидения, и к 1923 году ему удается создать телевизионное устройство, основой которого являлась оригинальная передающая трубка с мозаичным фотокатодом. Демонстрация устройства не произвела большого впечатления на руководство фирмы, тем не менее он подал заявку на патент США, который ему не выдали, но и не отказали. Лишь спустя 15 лет после регистрации заявки, в результате обращения в так называемый "Суд совести", Зворыкину удалось получить патент. В и тоге, в 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. В июне 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих с вновь созданной электронной телевизионной системой с разложением на 240 строк, в 1934 г. - 343 строки с чересстрочной разверткой. А в 1936 году в США были начаты телевизионные передачи с использованием такой системы. В 1940-е годы Зворыкин разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и таким образом получил цветное телевидение.
Владимир Козьмич Зворыкин умер 29 июля 1982 года в Принстоне, штат Нью-Джерси, США, не дожив одного дня до своего 93-летия. В России он с момента эмиграции побывал более десяти раз, но лишь однажды – в 1967 году – Зворыкин с супругой смог побывать на своей родине: оформив интуристское посещение города Владимира, он поймал такси и уехал в Муром. Сейчас в его доме, перед которым стоит его памятник, – краеведческий музей.
Касимовское ханство
После посещения памятника Зворыкину, моя миссия в Муроме оказалась выполненной. Но поездка еще не завершилась. На обратном пути мне предстояло еще несколько раз удивиться. Мой путь лежал через небольшой городок Касимов, не так давно включенный в «большое» Золотое Кольцо России.
Касимов – удивительно милый городок на Оке.
Центр города, содержащий несколько храмов в разной степени сохранности и заброшенные великолепные торговые ряды, говорит, что некогда это был развитый центр с мощной торговлей.
Но я не предполагал о его удивительной истории, о которой мало кто помнит. А дело в том, что Касимов почти 400 лет был столицей… ханства! Более того, Касимовский хан был Царем Всея Руси (!!!!!!!!!!) почти 11 месяцев в 1575 году в период Ивана Грозного.
Основание города (как Городец Мещёрский несколько ниже по течению) относят к 1152 году, когда устроитель Северо-Восточной Руси князь Юрий Долгорукий (я писал о его деятельности здесь и здесь) создал здесь пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества. В 1376 году город был полностью сожжён и разорён в результате монголо-татарского набега, однако вскоре возродился недалеко от прежнего места как Низовой Городец. Но настоящее превращение произошло чуть позже.
В борьбе за московский престол великому князю Василию Тёмному оказали помощь татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, убившего их отца и одного из родичей. За верность и важные услуги в 1452 году князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Так по княжьему указу в глубине мещёрских лесов и в 250 километрах от Москвы возникло Касимовское ханство, просуществовавшее с 1452 по 1681 год. Правда существует несколько точек зрения на это ханство: одни исследователи считают Касимовское ханство осколком Золотой Орды (типа Казанского, Астраханского, Крымского), попавшим в вассальную зависимость от Русского государства; другие рассматривают его как удельное княжество Руси, выделяемое великими московскими князьями татарским «царям», переходившим на русскую службу. В 1552 году после завоевания Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства — Сююмбике, которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе. А в 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан Касимовское ханство перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. От периода касимовского царства в городе мало что сохранилось, но кое-что есть – например, минарет XV века времён царевича Касима, два ханских мавзолея.
И тем не менее, существует один удивительный факт, отраженный во всех документах. После смерти в 1567 на Касимовском престоле оказывается Саин-Булат. Через 6 лет, в 1573 году, он принимает крещение под именем Симеон. 30 октября 1575 года, через два года после крещения, Иван Грозный делает его «царём и великим князем Всея Руси, великим князем Тверским». Симеон был венчан по полному обряду на царство в Успенском соборе в Кремле. Известен летописям как Симеон Бекбулатович. Симеон председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке на Петровке и стал называть себя «холопом Ивашкой». Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, и награждает Тверью и Торжком. То, что Симеон был полноправным царем, доказывается и тем, что после переворота и воцарения Годунова, целуя крест новому царю, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…» Впоследствии, Симеон был пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь и Соловки. Интересно, что он – чингизид - похоронен был в Симоновом монастыре в Москве – совсем рядом с могилой Александра Пересвета. Правда, сейчас его могила утрачена.
С Касимовым связан и другой исторический анекдот. В 1722 году, направляясь по Оке в Персидский поход, Пётр Первый во второй раз побывал в Касимове. В свите Петра Первого был шут и острослов Иван Балакирев, выходец из старинного дворянского рода. Он узнал, что титул правителя города не занят и попросил у царя позволения именоваться Ханом Касимовским. Царь в шутку дал согласие, так в Касимове снова появился «хан». Первоначально этот титул был формальным, но после смерти Петра Первого, по указу Екатерины I, Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей, чин поручика лейб-гвардии и титул «царя касимовского». И умер Иван Балакирев в Касимове.
Гусь-Железный
Недалеко от Касимова есть и еще одно необычное место, о котором мало кто знает, хотя его родственника знают все. Я говорю о посёлке Гусь-Железный – брате города Гусь-Хрустальный. Оба городка стоят на реке Гусь, но отличаются ремеслами. И хотя Гусь-Хрустальный сейчас знают все, в свое время Гусь-Железный превосходил собрата по всем параметрам.
А все дело в том, что построен он был для разработки богатых рудных месторождений братьями-миллионерами Иваном и Андреем Баташёвыми. Рудные месторождения тянутся на многие километры вдоль Оки – даже в Муроме над Окой есть Николо-Набережная церковь XVI-го века, у которой, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец.
Церковь еще называется «Николой Мокрым», во-первых потому, что Ока при разливах доставала до фундамента, в, во-вторых, потому что перед церковью бьет святой источник железистой воды. По вкусу она очень напоминает нарзан, только негазированный.
А Баташёвы – богатая династия русских оружейников, купцов, промышленников, заводчиков, помещиков, меценатов. Усадебный дом Ивана Баташёва на Яузской улице на Таганке - яркий памятник классицизма, выбранный Мюратом в 1812 году для своей штаб-квартиры. Правда, пробыл он тут недолго – вскоре переехал на Горохово поле, во дворец графа Разумовского, где сейчас располагается Минспорт. А в дворце Баташёва с 1878 по сей день расположена Яузская больница (в ней в 1943 году впервые в СССР начали применять пенициллин).
Сейчас в Гусь-Железном смотреть нечего, кроме одного – уникального для России храма в псевдоготическом стиле. Храм огромен, и строился более полувека.
В 1802 году началось его строительство, в 1825 году после смерти Андрея Баташева работы приостановились. Недостроенная церковь и оставалась до 1847 года. Между тем в нижнем этаже все внутренние работы были окончены еще до 1825 года, устроено в нем три престола и совершалось богослужение. В 1847 году на средства наследников Баташева и рабочих завода возобновлены были работы для окончания верхнего этажа храма и колокольни. Все работы были завершены окончательно и храм был освящен только в 1868 году. Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы, в нижнем во имя Рождества Христова, Святого Николая Чудотворца и во имя святых апостолов Петра и Павла. Храм настолько контрастирует с самим поселком с наседанием в полторы тысячи человек, что кажется, что он занесен сюда каким-то чудом.
Ну а перед храмом стоит тоже необычный трехгранный памятник братьям-меценатам, основателям поселка.
Возвращаясь из поездки я, совершенно случайно, в Спас-Клепиках уже в полной темноте нашел церковно-приходскую школу, где учился Сергей Есенин (случайно повернул не в ту сторону). И этим тоже, я в очередной раз убедился, как много вокруг нас удивительного - "знакового" и, зачастую, тесно связанного и между собой , и даже с нами - нужен только внимательный взгляд и желание удивляться.
PS. Уже посде публикации поста я получли на FB комментарий от своего друга, подтверждающий "знаковость" Мурома. Об этой детали я понятия не имел. Привожу тут полностью без купюр:
Костя я служил в Муроме 88-90 гг. Наша часть стояла в этом монастыре. Полк связи ВСЦП (центрального подчинения). Два батальона , первый стоял в монастыре, второй в новых казармах. В храме был небольшой спортзал, там же санчасть. Там где была столовая- сейчас пекут хлеб). А напротив храма казармы и учебный корпус. Кстати сейчас там есть часовня-костница... это то что достали из под плаца. Под плацем было кладбище... сейчас там цветы.. в 89 году с храма упал крест во время грозы. Бабушки крестились и шептались что это плохой знак.. в итоге при работах возле храма (меняли кабель связи) задели могильную плиту, а там полностью сохранившийся покойник. Пока приехали спецы с краеведческого музея- он рассыпался. По ночам начались кошмары... весь полк гудел о привидениях и тд. А мы прислали с 2 батальона ведуна( был у нас парень с Архангельска) и вот он там что то колдовал))) хотя зуб мне заговорить не смог за шо и получил сапогом)). Кстати под самим храмом в несколько этажей помещений, с вертикальными деревянными лестницами.. там хранили и выдавали шинели, пш, хб и тд. На кпп где сейчас церковный магазин я встретил 1990 год дежурным по КПП))
Константин "Кот" Белый, 2017