ИНТЕРВЬЮ
с сэнсеем Борисом Беловым, 3 дан ИКО-4, глава "Российской Лиги каратэ кёкусинкай" (ИКО-4)
10.06.2003

"Истинное каратэ - это целостная система"

- Сэнсэй, не так давно Вы объявили о том, что с этого года России начинает свою работу ещё одна, очередная организация, развивающая каратэ кекусинкай - IKO4. У рядового читателя могут возникнуть вполне резонные вопросы - зачем столько организаций, пропагандирующих один и тот же стиль каратэ? И - может быть всё дело в том, что существуют какие-то различия в технике?"
- Больших различий в технике, конечно же, нет. Канчо Тезука является сторонником "истинного киокушина", значит различия скорей не в технике, а в методике проведения занятий. Дело в том, что в последние годы все занятия кёкусинкай каратэ переходят в соревновательную плоскость, что сильно ограничивает и выхолащивает истинный дух школы, превращая её в обычный спорт. Об этом свидетельствует введение разрядов в России, омоложение рядов занимающихся в кекусинкай каратэ.
Если провести аналогию, то вспомните - каратэ шотокан и все классические стили (годзю-рю, вадо-рю и др.) уже прошли этот путь, превратившись из боевого искусства в обычный "балет", где за нокауты и нокдауны по новым правилам (JSK) спортсменов просто дисквалифицируют.
Многие инструкторы сегодня при проведении занятий по кекусинкай каратэ напрочь забывают про другие разделы - этикет, прикладную технику, соревновательный и оздоровительный разделы, сосредоточиваясь только на подготовке к соревнованиям. Спору нет, соревнования - необходимый и важный раздел, но не надо при этом забывать о других вещах. Мне вспоминается при этом один случай: инструктор кекусинкай каратэ (2-й дан), объясняя соревновательную технику своим ученикам, говорил, что это "боевая техника". Что уж говорить про обычных студентов каратэ, когда вторые даны не имеют представления о различии между боевой и соревновательной техниками. По-моему - комментарии излишни.
Ну а по поводу количества международных организаций, пропагандирующих кекусинкай каратэ, а их, кстати, на сегодняшний день уже гораздо больше,7 или 8,- я ничего страшного в этом не вижу. Любая организация проходит этапы становления и распада, и, может быть, наступит время, когда они снова объединятся.
- В своём ответе, говоря о различиях в подходах к изучению кёкусинкай, Вы акцентировали внимание на различиях в методиках, а именно - на выхолащивании духа кёкусинкай в ряде организаций, превращении каратэ в заурядный спорт. Напрашивается вывод, что канчо Тезука должен не только говорить об "истинном киокушине", но и демонстрировать эти самые методики в подкрепление своих слов. Вы могли бы в связи с этим привести какие-то примеры или имеет смысл дождаться визита мастера и увидеть всё самим?
- Вы знаете, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что соревнования - важный раздел, но это не должно идти в ущерб занятиям каратэ. Относительно канчо - мне не хотелось бы отвечать вместо него, наверное лучше дождаться все-таки его приезда в Казань в декабре 2003 года и я Вам обещаю развернутую статью-интервью с канчо специально для вашего сайта.
В качестве примера, пожалуй, могу привести следующее: канчо Тезука относится к расширению своей организации очень болезненно. Я с ним переписывался почти год, и он очень часто говорил о том, что не хотел бы расширения своей организации в ущерб духовности и истинному смыслу занятий каратэ. Такие опасения связаны с тем, что очень часто в погоне за спортивными результатами инструкторы и студенты забывают обо всём остальном.
В качестве иллюстрации хотелось бы привести следующее: я много лет занимаюсь кекусинкай каратэ и контактирую с представителями всех ветвей этой школы в России. Так вот, на соревнованиях любого уровня, посмотрев на поведение участников или их представителей, точно можно сказать, кто начинал в IFK, независимо от того к какой организации он в данный момент принадлежит. Все сказанное, конечно же, не касается всех членов IFK, но присуще большинству из них. В любом случае, давайте дождемся приезда канчо Тору Тезука.
- Сэнсэй, возникает соблазн поймать Вас на слове и задать следующие два вопроса. Первый - "духовность и истинный смысл занятий каратэ", - во что это выливается на практике? Поясню - мы, представители западной цивилизации, в основной своей массе материалисты и поэтому склонны, воспринимая те или иные явления или понятия, если не материализовывать их или пытаться "пощупать руками", то, по крайней мере, понять или увидеть эти явления со всей очевидностью. И второй вопрос - чем, всё ж таки, выделяются представители IFK?
- Интересный вопрос, "духовность и истинный смысл каратэ", мне сразу вспомнился один случай. Как-то приводит бабушка своего внука ко мне на занятия, смотрит одну тренировку, вторую и через неделю меня спрашивает: "А что, они будут только заниматься каратэ, им не будут давать философию?" Есть такая интересная метафора: "поступок формирует привычку, привычка формирует характер, а характер делает жизнь человека".
Дело в том, что, на мой взгляд, этикет, его знание и выполнение является воротами в духовность, это именно то, что постепенно, через пот, страх, преодоление своей лени и боли и формируется характер каратэка, что в свою очередь через годы тренировок формирует мастера каратэ, и ни при чем здесь занятые или занимаемые места на соревнованиях и турнирах. Сегодня он чемпион, а завтра про него все забудут. Мастер является мастером и в 30,и в 50 и в 70 лет. Составляющие мастера - дух, тело и техника. Причем, именно в такой последовательности.
Дух включает в себя не только умение преодолевать трудности (т.е. не только бойцовский дух), но и отражает отношение к окружающим и к жизни в целом, вследствие чего формирует поведение и характер адепта. Дух не подвержен влиянию времени и не зависит от возраста, в то время как тело невозможно поддерживать в постоянной форме и придет время, когда вы не сможете заниматься с такой же интенсивностью как в молодости. Техника же может сохраниться до старости.
Истинное каратэ, как я уже говорил ранее,- это не только и не столько соревновательные бои и подготовка к ним, это целостная система, состоящая из нескольких разделов: этикета, в первую очередь, прикладного раздела, оздоровительной системы и соревновательного раздела. Это система, которая формирует адепта каратэ, его взгляды на жизнь и окружающую действительность, отношение к жизни, к своему здоровью и здоровью окружающих. В этой системе соревновательная практика - лишь малая составляющая. Это очень большой вопрос, думаю, что мне не удалось осветить его полностью, но надеюсь, что я хоть как-то ответил на него. А по поводу IFK (еще раз оговорюсь - это касается не всех, но это - характерная черта для большинства ее членов)- всё выражается в поведении многих участников и представителей команд, инструкторов на соревнованиях, в несдержанности и категоричном отношении к окружающим и в абсолютной уверенности в некомпетентности других организаций. Все это как раз и является следствием увлечения одной только спортивной направленностью и недооценкой других разделов каратэ. Опять мы упираемся в истинное каратэ и ее роль в формировании мастера.
- Проникновенность Ваших слов позволяет судить о том, насколько Вы, сэнсэй, ответственно относитесь к тому делу, которое стало делом Вашей жизни - к каратэ. Думается, что то, о чём Вы говорите, будет крайне важно для людей, ищущих в каратэ не только и не столько инструмент для эффективного силового противостояния, но в большей степени как раз ту самую систему, которая позволяет человеку формировать себя как личность. Сэнсэй, было бы крайне интересно узнать - как сложилась Ваша "каратистская" биография? Ведь это так интересно тем парням и девушкам, кто только начинают своё знакомство с каратэ.
- Кёкусинкай каратэ я начал заниматься в 1979 году во время учебы в техникуме физической культуры в г.Альметьевск Республики Татарстан. До этого я пробовал заниматься различными видами единоборств - борьбой, боксом. Я знал, что есть такой вид, как каратэ, долго искал эту группу в Альметьевске, очень хотелось попробовать, что же это такое - каратэ? Бывает иногда так - не можешь объяснить словами, но понимаешь что вот это - твое. Так же произошло и со мной, я пришел, встал в ряды и сразу понял, что это - мое. Конечно, начав заниматься каратэ, я не знал, что это именно кёкусинкай каратэ, но мне повезло - я попал именно в эту группу.
Надо сказать, в то время в секциях каратэ занимались только взрослые - подростков и детей не брали. А мне было 17 лет и поэтому пришлось долго убеждать сэнсэя Клочкова В.А. прежде чем он разрешил мне встать в ряды. Мне разрешили попробовать, но предупредили - выдержишь - останешься. С тех пор я и занимаюсь кёкусинкай. Участвовал в соревнованиях различного уровня. Продолжал заниматься во время службы в Советской Армии, а когда приехал в Казань в 1984 году, то с удивлением узнал о статье 219 УК РФ.
Пришлось искать единомышленников. Тренировались с друзьями по подвалам, искали укромные места, где можно было заниматься. Начиная с 1989 года, после окончания геологического факультета Казанского Государственного Университета я, вместо того чтобы пойти работать геологом, устроился тренером в подростковый клуб и набрал свою первую группу в 51-й школе г. Казани. Правда, называлась она группой рукопашного боя, так как статья за незаконное обучение каратэ еще не была отменена.
В 1991 году мы начали ездить на сборы в Екатеринбург к шихану Якунину, туда же с 1993 года начали приезжать 1-2 раза в год японские мастера по приглашению РСК Кекусинкайкан. Мне довелось участвовать в семинарах практически у всех известных мастеров: Ш.Мацуи, Ю.Нишида, Ф.Кальман, О.Дайго, Матцушима и др. На этих семинарах-сборах я и проходил аттестацию на даны.
В 1991 г. я организовал со своими единомышленниками сперва Федерацию Кёкусин Будо-Каратэ г.Казани, а потом и Национальную Ассоциацию Боевых Искусств Республики Татарстан. Кстати, в нашей организации занимаются еще боевым каратэ, дзю-дзютцу и ушу. Ежегодно проводим Чемпионаты и первенства г. Казани и Республики Татарстан по кёкусинкай каратэ. Дважды, в 1999 и 2002 году, проводили Чемпионаты Российского Союза Каратэ Кекусинкай среди мужчин женщин.
В настоящее время я преподаю кёкусинкай каратэ в Казанском Государственном Университете где тренирую сборную и числюсь в штате кафедры физвоспитания КГУ. Нам удалось ввести в Спартакиаду ВУЗов Казани ещё одну дисциплину - кекусинкай каратэ. Ну и, конечно же, занимаюсь формированием Российской Лиги Каратэ Кекусинкайкан, и, кстати, приглашаю все заинтересованные организации к сотрудничеству.
- Сэнсэй, разрешите Вас поблагодарить за то, что Вы столь терпеливо и подробно отвечали на все мои вопросы. Надеюсь - этот разговор был интересен нашим читателям.

С.Штурм